2008 год был юбилейным годом атомного подводного флота России. Моряки – подводники, учёные, сотрудники научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, инженеры, техники, рабочие-все, кто имел и имеет отношение к подводному флоту, да и не только они, но и вся патриотическая общественность страны отметила этот юбилей .
Только вот мимо наших гражданских и военных московских «вождей» это знаменательное историческое событие прошло мимо. Им, озабоченными «наиважнейшими» государственными проблемами глобального масштаба – спасением от краха самой крупной в мире экономики «самого «демократического» государства – США и «реформированием» Вооружённых сил своей страны, доведения их состава до размеров Вооруженных сил Турции, не до юбилеев было. Ведь ни для кого не является секретом, что спасая от банкротства частные Российские банки и компании, набравшие под залог своих акций громадные кредиты в США, наше правительство, тратя золотовалютные резервы этого самого стабилизационного фонда, спасает именно американскую экономику. Кстати, Турция, имея территорию не более некоторых наших регионов (например территория Красноярского края в 4 раза больше), обладает Вооруженными Силами численностью личного состава 800 тыс., а соотношение военно-морских сил Турции и России на Черном море, например, по подводным лодкам 20 к 1. Примерно такое же соотношение по подводным лодкам и на Балтике по сравнению со странами НАТО…
Постановление Совета министров СССР № 4098 -1616 от 9 сентября 1952 года о начале работ над атомной ПЛ было подписано Председателем Совмина И.В Сталиным. Создание АПЛ явилось стратегическим успехом нашей страны, крупнейшим отечественным научно-инженерным, техническим и технологическим достижением и подлинной революцией в области подводного кораблестроения. В весьма короткий срок была решена задача, не уступающая по сложности подготовке и запуску человека в космос.
В проектировании и постройке первого отечественного подводного атомохода проекта «627» участвовало 135 организаций различного профиля и назначения: 35 НИИ, 20 конструкторских бюро, 80 заводов.
Решением И.В. Сталина научное руководство созданием АПЛ было возложено на академика А.П. Александрова, главным конструктором был назначен начальник Специального конструкторского бюро –«СКБ- 143» (ныне СПМ БМ «Малахит») В.Н. Перегудов, ответственным за создание ядерной установки – директор НИИ Химмаш (НИИ-8), главный конструктор Н. А. Доллежаль.
По согласованию со Сталиным в Научно-техническом совете Первого главного управления при Совмине СССР была организована специальная секция № 8 под руководством В.А. Малышева в составе: А.П.Александрова, Н.А Доллежаля, Л.И. Блохинцева, Б.Г. Чиликина, Б.С. Поздняка, Ф.Ф. Полушкина. Заместителем руководителя секции был назначен В.П.Славский. Под руководством этих людей трудились десятки и сотни тысяч специалистов научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов.
АПЛ «К-3» была «революционной» не только по возможности длительное время и с большой скоростью двигаться под водой, но и по глубине погружения . Для того, чтобы подобрать сталь для «прочного» корпуса лодки был проведён большой объём теоретических и экспериментальных исследований прочности корпусных конструкций из стали марки 48 ПМ и новой высокопрочной стали АК-25 в ЦНИИ – 48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей»).
Большие трудности пришлось преодолеть СКБ № 143 и НИИ – 8 при создании силовой установки с реактором, охлаждаемом водой, с водяным замедлителем нейтронов, т.к. подобная установка не имела аналогов.
Парогенераторы для АПЛ были изготовлены специалистами конструкторского бюро котлостроения Балтийского завода. Разработка технических проектов генераторов для турбогенераторов и дизельгенераторов, а также электродвигателей насосов главной энергетической установки была выполнена на заводе «Электросила».
Проведение научно-исследовательских работ и разработка эскизных и технических проектов новой радиолокационной станции «Призма» и станции обнаружения работающей РЛС «Накат», а также антенн к станции «Факел-МО» было выполнено ЦНИИ -49 (Ленинград»).
Над навигационным комплексом «Плутон» работали в МНИИ -1 (Москва), над штурманским автопрокладчиком «Терек», входящим в этот комплекс, в НИИ -303 (Ленинград).
Технический проект дизель – генератора 84 Н разработали на заводе «Двигатель революции» (Ленинград).
Изготовление турбонасосов и турбовентиляторов было выполнено заводами «Экономайзер» и Кировским. Комплексная система кондиционирования воздуха была разработана в Государственном НИИ прикладной химии.
Гидродинамические испытания модели АПЛ с оценкой управляемости и остойчивости проводились в ЦАГИ и НИИ судостроения им. Н.А. Крылова.
Проведение работ по ТВЭЛам, конструкционным материалам и узлам атомного реактора было поручено Лаборатории измерительных приборов АН СССР и НИИ-9.
К изготовлению комплектующих деталей систем и комплексов, разного рода основных и вспомогательных механизмов было привлечено, кроме основного судостроительного завода в Молотовске (ныне Северодвинск), ещё 79 других заводов из десятков городов всего Советского Союза (не только таких «столичных», как Москва, Ленинград, Киев и др., но и «провинциальных», например , г. Бельцы в Молдавии или г. Осинники в Кемеровской области).
Анализируя с «высоты» прошедших 50-ти лет со дня постройки первой АПЛ события, которые произошли в стране и в мире, и изучая историю создания этого триумфального подводного корабля, нельзя не поражаться, не восхищаться и не удивляться энергии, чёткости, организованности и ответственности людей, осуществивших в кратчайший срок этот великий проект. Руганная и переруганная «демократами» и либералами всех мастей командно-административная система, созданная делократом Сталиным в тридцатые годы прошлого века, не только позволила нашему народу победить в великой схватке с мировым фашизмом, а потом восстановить в немыслимо короткий срок после колоссальных разрушений всё народное хозяйство и военно-промышленный комплекс, в частности, но и добиться невиданных прорывных достижений в научно-техническом прогрессе, благодаря чему мы пока еще держимся «наплаву».
Среди других великих свершений советского народа одно из первых мест принадлежит созданию первой атомной подводной лодки. Первая атомная ПЛ «К-3» явилась «родоначальницей» других АПЛ последующих поколений семнадцати проектов, общее число которых (подводных лодок) за период с 1958 по 1990 г.составило 250 (!) единиц. При этом некоторые из построенных в последствии атомных подводных лодок стали предметом восхищения и зависти подводников всех стран мира и могли составить предмет гордости любой нации. Однако об этом – несколько ниже.
Строительство первой АПЛ началось в июле 1955 г. и через 3 года , 4 июля 1958 года в 10 час. 03 мин АПЛ дала ход под атомной силовой установкой. Академик Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ записал в журнале пульта ГЭУ (главной энергетической установки): «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Для всех специалистов подводников, привыкших к вибрации и шуму при движении ПЛ в надводном положении (под дизелями), было необычным и удивительным, что нет никакой тряски, никакого грохота, хотя лодка идёт на большой скорости; слышен только шум (шелест) воды, обтекающей корпус, и виден белопенный след воды, взбаламученной равномерно вращающимися винтами могучего корабля.
Началась удивительная и, вместе с тем, драматическая, трагическая и героическая эпоха отечественного атомного подводного флота, обеспечившего мир в годы великого противостояния – «холодной войны» и доныне продолжающего пока еще сохранять обороноспособность нашей страны на морях и океанах.
Первым командиром «К-3» был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко, ставший в последствие контр-адмиралом, Героем Советского Союза.
По всем основным тактико-техническим характеристикам «К-3» превосходила самые лучшие в мире дизельные лодки: по скорости в 2-2,5 раза (до 30 узлов), по дальности плавания под водой без всплытия в 60-70 раз (до 22 тыс. миль), по глубине погружения в 1,5 -2 раза (до 300 метров).
Главное: подводная лодка стала действительно подводной, а не «ныряющей», как дизельные, вынужденные всплывать периодически в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей и не имевшие возможности пройти под водой более 350-400 миль (без всплытия).
Ко всему прочему, первая отечественная АПЛ превосходила первую американскую АПЛ «Наутитилус» по основным ТТХ: по подводной скорости на 8 узлов, по глубине погружения на 90 метров. Атомный реактор нашей АПЛ требовал менее частых перезарядок, а сами эти перезарядки были короче по времени. Кроме того «К-3» превосходила американскую АПЛ по малошумности. Позже, правда, это преимущество было потеряно: наши торпедные атомные ПЛ и особенно АПЛ с крылатыми ракетами (первое поколение атомных лодок) намного уступали американским серийным АПЛ по гидроакустическим характеристикам: малошумности, дальности обнаружения кораблей противника гидроакустическими средствами. Но отставание по этим вопросам было только до времени, когда начали строиться АПЛ 2-го поколения, основной задачей которых было противостояние американским ПЛАРБ (атомным ПЛ, вооружённым баллистическими ракетами) и АУГ (авианосным ударным группам). Наши АПЛ этого поколения, как торпедные, так и ракетно-торпедные были на порядок малошумнее лодок первого поколения и, хотя и уступали несколько американским по этому показателю, но со своими боевыми задачами справлялись успешно. Конечно, заслуга в этом экипажей лодок во главе со своими высококвалифицированными профессионалами – офицерами, в частности, командирами лодок
Когда же на вооружении отечественного ВМФ были приняты АПЛ 3-го поколения, наше отставание не только ликвидировалось, мы не только сравнялись с американцами, но в некоторой степени и превзошли их. Это признали и сами американцы – специалисты по подводному флоту, в частности , «отец» американского атомного флота – адмирал Риковер. А вот что сказал по этому поводу начальник оперативного отдела штаба ВМС США адмирал Д.Бурда (после анализа взаимного маневрирования АПЛ проекта «971» («Барс») с американскими АПЛ «Лос-Анжелес»): «…Русские конструкторы ликвидировали отставание по малошумности значительно раньше, чем ожидалось..» и «… Русская АПЛ третьего поколения (пр.971-авт.) по малошумности соответствует требованиям АПЛ четвёртого поколения».
Если первая американская АПЛ рассматривалась в качестве объекта для дальнейшего «вышибания» средств на развитие атомного флота (как об этом пишет тот же Риковер), то наша АПЛ создавалась сразу полноценным боевым кораблём, хотя первое время использовалась флотом в качестве опытной. Вторая наша АПЛ проекта «627 А», спущенная на воду в 1959 году, была уже первой серийной торпедной АПЛ в серии из двенадцати единиц. Кстати, вторая американская АПЛ «Сивульф», как и «Наутилус» тоже не была полноценной боевой и до конца своего существования использовалась по большой части, как «стендовый комплекс» для подготовки экипажей АПЛ.
В 1962 году «К-3» получила имя «Ленинский комсомол» в память о ПЛ «М-106», последней нашей ПЛ, погибшей во время Великой Отечественной войны. В этом же году она была введена в боевое ядро флота, и в этом качестве прослужила 25 лет (до 1987 года), когда была переведена в класс учебно-тренировочных кораблей.
Если первая американская АПЛ по корабельной архитектуре практически не отличалась от подводных лодок Второй мировой войны, то наша была «революционной» и исключительно красивой, вошедшей во все мировые информационные материалы, оценивающие корабли по этому показателю, под номером «1». Это было обусловлено корпусом «торпедного» типа, рубкой «лимузинного» типа и красивейшим рулевым «оперением».
Прослужив в составе ВМФ более 30-ти лет, АПЛ «Ленинский комсомол» вписала золотую страницу в историю Отечества и мирового мореплавания, впервые достигнув подо льдом Северного полюса, а затем активно участвуя в составе боевых сил флота, выполняя задачи боевой службы в дальних океанских походах и районах патрулирования, пройдя в общей сложности около 130 тысяч миль только в подводном положении.
Открыв эру арктического подводного плавания наших АПЛ, она «проложила дорогу» нескольким десяткам других отечественных АПЛ разных проектов, в том числе и РПКСН (ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами). Впоследствии наши АПЛ «вдоль и поперёк» исколесили Северный Ледовитый океан со всеми его морями, выполнив в общей сложности около 300 (!) подлёдных арктических плаваний (в 10 раз больше, чем американские АПЛ). В числе этих плаваний они 50 раз «посещали» Северный полюс, нередко всплывая из подо льда, либо в самой «вершине» Земного шара, либо вблизи от него.
В 1967 году АПЛ «К-115» проекта «627А» (командир И.П. Дубяга, ставший героем Советского Союза) впервые совершила переход с Северного морского театра на Тихоокеанский подо льдом, затратив на это лишь 7 суток. Позднее наши атомные лодки совершили 30 переходов с одного театра на другой, как в одном, так и в обратном направлении, как в одиночном, так и в групповом плаваниях. При этом переходы эти совершались как через Арктический район, так и южным путём (трансатлантические), через три океана, как с огибанием Южной Америки (проливом Дрейка), так и с огибанием Африки (у мыса Доброй Надежды).
Результатами всех этих многолетних походов и переходов было не только выполнение задач боевой службы (как правило на всех АПЛ имелось боевое оружие в соответствии со штатом: торпеды, крылатые и баллистические ракеты, ракето-торпеды с боевыми зарядами, в том числе – атомными), но и громадный объём научно-исследовательских материалов по всему Мировому океану: гравитационное, магнитное поле Земли, глубины и течения, плотность и солёность воды, прохождение звука в воде, толщина и рельеф нижней кромки льда, углубление айсбергов, аномальные зоны подводного рельефа океанов и морей и т.д. т.д. Жаль только, что многие ценнейшие результаты этих исследований, в частности, по Арктическому бассейну, попали в руки канадцев, а от них (естественно) – в США.
Первая отечественная АПЛ, кроме всего прочего, была ещё и прекрасной школой подготовки кадров не только для подводного, но и для всего ВМФ. Среди «прошедших» через неё (проектировавших, строивших, испытывавших и проходивших на ней службу в какой-либо должности), многие стали адмиралами, командирами и начальниками штабов объединений и соединений флота, преподавателями высших учебных заведений ВМФ, учёными. Несколько человек стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда. Из числа личного состава, прошедшего на ней службу в разное время , свыше 400 человек- офицеров, мичманов, старшин, матросов, были награждены правительственными наградами.
За создание первой АПЛ коллектив СКБ-143 был награждён орденом Ленина, Главный конструктор В.Н. Перегудов стал Героем Социалистического труда, а 5 человек (Г.А. Воронич, В.П. Горячев, П.Д. Дектярёв, Л.В. Колачёва Б.К. Разлётов) стали лауреатами Ленинской премии.
А что сейчас происходит с легендарной АПЛ «К-3»?
После того, как «К-3» «вышла в отставку», родилась идея превратить её в плавучий музей и установить в Ленинграде. В СПМБМ «Малахит» (бывшем СКТБ-143) спроектировали проект такого комплекса. К сожалению, в нынешних условиях его создание оказалось невозможным, и первенец отечественного атомного подводного флота стоит ныне в одной из бухт Баренцева моря..», – говорит бывший главный конструктор «Малахита» Радий Анатольевич Шмаков.
Сотрудники «Малахита» ещё в 1987 году, когда «К-3» была выведена из боевого состава флота, обратились к властям предержащим с инициативой сохранить её как национальный символ, превратив в мемориальный комплекс, подобный ПЛ «Д-2» (в Ленинграде) или «С-56» (во Владивостоке).
В 1993 году, когда «К-3» была выведена в соединение отстоя, члены первого её экипажа, ещё бывшие живыми, с подобной просьбой обратились к тогдашнему Главкому ВМФ. С той поры в течение 15 – ти лет несколько научно-производственных и общественных организаций, в частности, объединений Совет организаций ветеранов-подводников, тот же «Малахит», – разработчик проекта «К-3», судостроительный завод Северодвинска, где она была построена, неоднократно обращались в различные руководящие региональные и московские инстанции с просьбой сохранить первую АПЛ как национальную реликвию – славу и гордость нашей страны. На все эти обращения либо ответ не приходил вообще, либо приходил с одобрением идеи и отказом в связи с тем, что «бюджетом средств на подобные дела не предусмотрено».
Казалось, что в преддверии 300-летия ВМФ, а потом 100-летия подводных сил России вопрос будет решён, но и после последнего запроса СПМБМ «Малахит», подписанного его начальником Генеральным конструктором В.Н. Пялым 3 июля 2003 года и направленным бывшему президенту РФ В.В.Путину, всё осталось на месте, как было. Так что ни к 300–летию ВМФ, ни к 100-летию подводных сил АПЛ «К-3» мемориальным комплексом не стала.
***
Наши великие классики литературы и истории ещё два века назад высказали мысль, что нельзя быть гражданином Отечества, не зная его истории, и не может считать себя патриотом тот, кто не знает военную историю своей страны. Да и великий Пушкин сказал когда-то, что те, кто пренебрегает историей своего Отечества, «впадают в дикость и варварство», что не знать и не чтить подвиги своих предков «недопустимо» и «постыдно».
Не требует особых доказательств то, как важно для возрождения страны духовное здоровье, как необходимо формирование в сознании народа, особенно молодёжи, ценностных установок гражданского общества, соответствующих его интересам и стратегическим задачам развития страны, воспитания всех людей в духе уважения к исторической памяти, любви к нашим самым верным «друзьям и союзникам» – Армии и Флоту, преданности Родине.
Ничто так благотворно не влияет на формирование этих благородных качеств, как знакомство и «прикосновение» к материальным национальным реликвиям, в частности, к мемориальным комплексам, таким, например, как ПЛ «Д-2» («Народоволец»), детище первой сталинской пятилетки (вторая по счёту, ПЛ из всех, построенных в СССР). Построенная в 1932 году, эта ПЛ провела всю Отечественную войну в неимоверно тяжёлых условиях Балтики, отправив на дно несколько транспортов и кораблей немецких фашистов. В 1994 году она была поднята на сушу и превращена в мемориальный комплекс – филиал Центрального Военно-морского музея. И вот уже почти полтора десятка лет продолжает «нести боевую службу», пребывая в отличном техническом состоянии на 77-ом году своего существования
Экскурсанты, особенно молодые люди, пройдя по всем отсекам ПЛ под руководством опытнейших экскурсоводов (ветеранов ВМФ – профессиональных подводников) и покидая ПЛ, переполненные чувством восхищения и гордости за наш подводный флот, за страну, выражают глубокое уважение к памяти тех, кто сражался за народ в годы войны, и благодарят создателей этого мемориального комплекса.
Не случайно наши бывшие вероятные противники, а теперешние «партнёры» и заклятые «друзья» так бережно относятся к своим национальным реликвиям. Они уже давно поставили на вечную стоянку свою первую АПЛ «Наутилус», готовятся к превращению в мемориальный комплекс первая ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» и первый атомный крейсер «Лонг-Бич». Ещё несколько лет до вывода из боевого состава ВМС первого атомного авианосца «Энтерпрайз», а место для его вечной стоянки уже приготовлено.
Воздействие на умы и сердца людей, в частности, молодёжи, таких национальных реликвий исключительно велико. Для патриотического воспитания они, возможно, играют даже большую роль, чем все СМИ. Поэтому вовсе и не случайно, что при любой кровавой авантюре своих «вождей» среднестатистический американец кричит «Ура!» в поддержку её (Разумеется и некоторые протестные попытки случаются, но это начинает проявляться в основном тогда, когда из «горячих» точек начинают поступать цинковые гробы с американским флагом, да и в целом значение таких протестов не весьма велико).
Поэтому в США сохранение подобных национальных реликвий поставлено на государственную основу, и ответственность за их содержание несут (по закону) губернаторы штатов, где они находятся. В настоящее время уже около полутысячи кораблей, подводных лодок и судов США, оставивших хотя бы какой – то след в истории ВМС и государства, превращены в национальные музеи. Кстати, к числу тех военно-морских «единиц», что поставлены на «вечную» стоянку, относятся и несколько наших ПЛПЛ, купленных в России, когда после развала СССР шло повальное разбазаривание, грабёж и мародёрство. Правда наши «экспонаты» превращены не в национальные музеи, а в обычные «бардаки», как, например, одна из ПЛ проекта 651 (дизельная с 6-ю контейнерами для пуска крылатых ракет –детище 60-х годов). Любой «ковбой» или «джентльмен» за определённую плату, прибыв на борт со своей спутницей, может провести ночь в любом отсеке «прочного корпуса», где ему вздумается: например, в кают-компании или в каюте командира. «Круто!?» – как говорят нынешние молодые люди, воспитанные нашими отечественными СМИ.
В какой-то западной прессе промелькнуло сообщение, что некий американский денежный «супермен» готов купить у нас эту «злочастную» АПЛ «К-3». А что? Давайте продадим её, как продали такую национальную реликвию, как «Буран». Это вполне может случиться, пока у «руля» Вооруженных Сил стоят такие «вожди», как нынешний Министр обороны, выпускник 1984 Ленинградского института Советской торговли Г. Сердюков, имеющий громадный опыт продажи не только мебели, но и недвижимости, земель и многого другого, находящегося в собственности его министерства.
***
Когда началась эта «демократическая» вакханалия с уничтожением флота и «посыпались» американские инвестиции на разделку и утилизацию наших новых по тем временам атомных ПЛ не только второго, но и третьего поколения, то об АПЛ первого поколения, давно выслуживших срок и действительно нуждающихся в разделке, речь не шла. Задачей нашего «партнёра» было, как можно быстрее уничтожить лодки, которые много нервов попортили американским подводникам и противолодочникам в годы «холодной войны» и продолжавшими оставаться угрозой для ВМС, в частности, для АУГ и ПЛАРБ. В первую очередь шла «распилка» лодок с титановыми корпусами, таких как АПЛ проекта «705», а также лучших наших лодок 2-го поколения проекта «671» и его модификаций. Однако АПЛ «К-3» была включена в список на первоочередное уничтожение, Видимо, она тоже оставалась опасной для них, как символ могущества советской науки и техники , возможностей советского военно-промышленного комплекса.
Но надо отдать должное и низко поклониться работникам судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске, на долю которых выпала горькая, прямо скажем, грязная и неблагодарная работа по уничтожению атомоходов, в частности, работа с ядерными реакторами. «Не поднялась рука у судоремонтников «Нерпы» на неправедное дело», пишет Зам. главного редактора региональной газеты «Корабельная сторона» (№28-2008 г.) Олег Химаныч в статье «В самом запаученном углу встречает своё 50 – летие первый атомный корабль нашей страны».
Как сказано выше, «распилку» наших ещё вполне боеспособных АПЛ 2-го и даже 3-го поколения с энтузиазмом инвестировали, в первую очередь АПЛ с титановым корпусами. Как говорит Главный инженер СРЗ «Нерпа»» Р.Е. Римденок: «Если мы сейчас запросили бы средства на утилизацию «Тайфунов и «Акул» (ТРПКСН проекта 941 и многоцелевая АПЛ проекта «971» – авт.), то в США деньги бы сразу нашли, (цитируется автором по статье О.Химаныча, названной выше).
Сейчас «К-3» стоит на СРЗ «Нерпа», реакторный отсек вырезан, на дальнейшие работы по её переделке в корабль- музей и установке в качестве мемориального комплекса средств нет. Работы прекращены и, как пишет автор упомянутой статьи, «Подлодку, ставшую частью нашей общей истории отбуксировали в самый запаученный угол Сайда-губы Кольского полуострова, чтобы не мешала работе на акватории завода, лодка ведь не маленькая , 100 метров длиной. Там и стоит она под флагом «ВМФ». А между тем, – пишет далее автор, – лодку вполне можно довести до ума в качестве корабля-музея. Сумма, необходимая для этого, примерно равна стоимости … футболиста уровня сборной России. Денег, чтобы увековечить подвиг нескольких поколений учёных, корабелов и моряков, у страны нет и страна по этому поводу не испытывает стыда. Выходит патриотизм теперь сводится к тому, чтобы накачаться по самые уши и орать «Вперёд Россия!»… Когда наш первый атомный корабль впервые покидал акваторию Северодвинска, когда впервые шёл на океанскую глубину, а позже впервые устремился к Северному полюсу, это было настоящее движение вперёд, не её отдельно взятых высокопоставленных граждан, а всей нашей нации…Из самого первого экипажа АПЛ «К-3» на белом свете 5 человек осталось. Наверное, за лицедейство нашего государства им обиднее всего.»
Много разного рода суждений было среди людей, имеющих отношение к первой отечественной АПЛ, кто заинтересован в судьбе (а это- все отечественные подводники). Ни у кого даже возникнуть не могло сомнения в том – будет ли сохранена «К-3». Спор шёл только о том, где её поставить. Например, из администрации московского мэра поступила информация, что Лужков готов поставить её на Москве-реке, чтобы, как пишет О.Химаныч, «сделать её очередным увеселительным центром». Якобы и губернатор Архангельской области выразил желание поставить её в Архангельске. Но подавляющее большинство ветеранов «холодной войны», тех, кто проектировал, строил, испытывал АПЛ и кто служил на ней в разные годы, считают, что «святое» место её в Санкт-Петербурге (Ленинграде), рядом с ПЛ «Д-2», на площади Морской славы, либо рядом с «Авророй». В городе, где она «зарождалась», откуда пошёл весь наш Военно-Морской флот с петровских времён. Именно здесь началась его драматическая и трагическая, блестящая и героическая история.
Со всех точек зрения очевидно, что если мы не сохраним эту великую национальную реликвию, то это будет кощунственным предательством с нашей стороны, и этого никогда не простят нам наши потомки.