Национальная реликвия – на задворках «Великой морской державы». В этом году нашему подводному флоту исполнилось 103 года.

2008 год был юбилейным годом атомного подводного флота России. Моряки – подводники, учёные, сотрудники научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, инженеры, техники, рабочие-все, кто имел и имеет отношение к подводному флоту, да и не только они, но и вся патриотическая общественность страны отметила этот юбилей .

Только вот мимо наших гражданских и военных московских «вождей» это знаменательное историческое событие прошло мимо. Им, озабоченными «наиважнейшими» государственными проблемами глобального масштаба – спасением от краха самой крупной в мире экономики «самого «демократического» государства – США и «реформированием» Вооружённых сил своей страны, доведения их состава до размеров Вооруженных сил Турции, не до юбилеев было. Ведь ни для кого не является секретом, что спасая от банкротства частные Российские банки и компании, набравшие под залог своих акций громадные кредиты в США, наше правительство, тратя золотовалютные резервы этого самого стабилизационного фонда, спасает именно американскую экономику. Кстати, Турция, имея территорию не более некоторых наших регионов (например территория Красноярского края в 4 раза больше), обладает Вооруженными Силами численностью личного состава 800 тыс., а соотношение военно-морских сил Турции и России на Черном море, например, по подводным лодкам 20 к 1. Примерно такое же соотношение по подводным лодкам и на Балтике по сравнению со странами НАТО…

Постановление Совета министров СССР № 4098 -1616 от 9 сентября 1952 года о начале работ над атомной ПЛ было подписано Председателем Совмина И.В Сталиным. Создание АПЛ явилось стратегическим успехом нашей страны, крупнейшим отечественным научно-инженерным, техническим и технологическим достижением и подлинной революцией в области подводного кораблестроения. В весьма короткий срок была решена задача, не уступающая по сложности подготовке и запуску человека в космос.

В проектировании и постройке первого отечественного подводного атомохода проекта «627» участвовало 135 организаций различного профиля и назначения: 35 НИИ, 20 конструкторских бюро, 80 заводов.

Решением И.В. Сталина научное руководство созданием АПЛ было возложено на академика А.П. Александрова, главным конструктором был назначен начальник Специального конструкторского бюро –«СКБ- 143» (ныне СПМ БМ «Малахит») В.Н. Перегудов, ответственным за создание ядерной установки – директор НИИ Химмаш (НИИ-8), главный конструктор Н. А. Доллежаль.

По согласованию со Сталиным в Научно-техническом совете Первого главного управления при Совмине СССР была организована специальная секция № 8 под руководством В.А. Малышева в составе: А.П.Александрова, Н.А Доллежаля, Л.И. Блохинцева, Б.Г. Чиликина, Б.С. Поздняка, Ф.Ф. Полушкина. Заместителем руководителя секции был назначен В.П.Славский. Под руководством этих людей трудились десятки и сотни тысяч специалистов научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов.

АПЛ «К-3» была «революционной» не только по возможности длительное время и с большой скоростью двигаться под водой, но и по глубине погружения . Для того, чтобы подобрать сталь для «прочного» корпуса лодки был проведён большой объём теоретических и экспериментальных исследований прочности корпусных конструкций из стали марки 48 ПМ и новой высокопрочной стали АК-25 в ЦНИИ – 48 (ныне ЦНИИ КМ «Прометей»).

Большие трудности пришлось преодолеть СКБ № 143 и НИИ – 8 при создании силовой установки с реактором, охлаждаемом водой, с водяным замедлителем нейтронов, т.к. подобная установка не имела аналогов.

Парогенераторы для АПЛ были изготовлены специалистами конструкторского бюро котлостроения Балтийского завода. Разработка технических проектов генераторов для турбогенераторов и дизельгенераторов, а также электродвигателей насосов главной энергетической установки была выполнена на заводе «Электросила».

Проведение научно-исследовательских работ и разработка эскизных и технических проектов новой радиолокационной станции «Призма» и станции обнаружения работающей РЛС «Накат», а также антенн к станции «Факел-МО» было выполнено ЦНИИ -49 (Ленинград»).

Над навигационным комплексом «Плутон» работали в МНИИ -1 (Москва), над штурманским автопрокладчиком «Терек», входящим в этот комплекс, в НИИ -303 (Ленинград).

Технический проект дизель – генератора 84 Н разработали на заводе «Двигатель революции» (Ленинград).

Изготовление турбонасосов и турбовентиляторов было выполнено заводами «Экономайзер» и Кировским. Комплексная система кондиционирования воздуха была разработана в Государственном НИИ прикладной химии.

Гидродинамические испытания модели АПЛ с оценкой управляемости и остойчивости проводились в ЦАГИ и НИИ судостроения им. Н.А. Крылова.

Проведение работ по ТВЭЛам, конструкционным материалам и узлам атомного реактора было поручено Лаборатории измерительных приборов АН СССР и НИИ-9.

К изготовлению комплектующих деталей систем и комплексов, разного рода основных и вспомогательных механизмов было привлечено, кроме основного судостроительного завода в Молотовске (ныне Северодвинск), ещё 79 других заводов из десятков городов всего Советского Союза (не только таких «столичных», как Москва, Ленинград, Киев и др., но и «провинциальных», например , г. Бельцы в Молдавии или г. Осинники в Кемеровской области).

Анализируя с «высоты» прошедших 50-ти лет со дня постройки первой АПЛ события, которые произошли в стране и в мире, и изучая историю создания этого триумфального подводного корабля, нельзя не поражаться, не восхищаться и не удивляться энергии, чёткости, организованности и ответственности людей, осуществивших в кратчайший срок этот великий проект. Руганная и переруганная «демократами» и либералами всех мастей командно-административная система, созданная делократом Сталиным в тридцатые годы прошлого века, не только позволила нашему народу победить в великой схватке с мировым фашизмом, а потом восстановить в немыслимо короткий срок после колоссальных разрушений всё народное хозяйство и военно-промышленный комплекс, в частности, но и добиться невиданных прорывных достижений в научно-техническом прогрессе, благодаря чему мы пока еще держимся «наплаву».

Среди других великих свершений советского народа одно из первых мест принадлежит созданию первой атомной подводной лодки. Первая атомная ПЛ «К-3» явилась «родоначальницей» других АПЛ последующих поколений семнадцати проектов, общее число которых (подводных лодок) за период с 1958 по 1990 г.составило 250 (!) единиц. При этом некоторые из построенных в последствии атомных подводных лодок стали предметом восхищения и зависти подводников всех стран мира и могли составить предмет гордости любой нации. Однако об этом – несколько ниже.

Строительство первой АПЛ началось в июле 1955 г. и через 3 года , 4 июля 1958 года в 10 час. 03 мин АПЛ дала ход под атомной силовой установкой. Академик Александров, присутствовавший в этот исторический момент на борту АПЛ записал в журнале пульта ГЭУ (главной энергетической установки): «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар». Для всех специалистов подводников, привыкших к вибрации и шуму при движении ПЛ в надводном положении (под дизелями), было необычным и удивительным, что нет никакой тряски, никакого грохота, хотя лодка идёт на большой скорости; слышен только шум (шелест) воды, обтекающей корпус, и виден белопенный след воды, взбаламученной равномерно вращающимися винтами могучего корабля.

Началась удивительная и, вместе с тем, драматическая, трагическая и героическая эпоха отечественного атомного подводного флота, обеспечившего мир в годы великого противостояния – «холодной войны» и доныне продолжающего пока еще сохранять обороноспособность нашей страны на морях и океанах.

Первым командиром «К-3» был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко, ставший в последствие контр-адмиралом, Героем Советского Союза.

По всем основным тактико-техническим характеристикам «К-3» превосходила самые лучшие в мире дизельные лодки: по скорости в 2-2,5 раза (до 30 узлов), по дальности плавания под водой без всплытия в 60-70 раз (до 22 тыс. миль), по глубине погружения в 1,5 -2 раза (до 300 метров).

Главное: подводная лодка стала действительно подводной, а не «ныряющей», как дизельные, вынужденные всплывать периодически в надводное положение для зарядки аккумуляторных батарей и не имевшие возможности пройти под водой более 350-400 миль (без всплытия).

Ко всему прочему, первая отечественная АПЛ превосходила первую американскую АПЛ «Наутитилус» по основным ТТХ: по подводной скорости на 8 узлов, по глубине погружения на 90 метров. Атомный реактор нашей АПЛ требовал менее частых перезарядок, а сами эти перезарядки были короче по времени. Кроме того «К-3» превосходила американскую АПЛ по малошумности. Позже, правда, это преимущество было потеряно: наши торпедные атомные ПЛ и особенно АПЛ с крылатыми ракетами (первое поколение атомных лодок) намного уступали американским серийным АПЛ по гидроакустическим характеристикам: малошумности, дальности обнаружения кораблей противника гидроакустическими средствами. Но отставание по этим вопросам было только до времени, когда начали строиться АПЛ 2-го поколения, основной задачей которых было противостояние американским ПЛАРБ (атомным ПЛ, вооружённым баллистическими ракетами) и АУГ (авианосным ударным группам). Наши АПЛ этого поколения, как торпедные, так и ракетно-торпедные были на порядок малошумнее лодок первого поколения и, хотя и уступали несколько американским по этому показателю, но со своими боевыми задачами справлялись успешно. Конечно, заслуга в этом экипажей лодок во главе со своими высококвалифицированными профессионалами – офицерами, в частности, командирами лодок

Когда же на вооружении отечественного ВМФ были приняты АПЛ 3-го поколения, наше отставание не только ликвидировалось, мы не только сравнялись с американцами, но в некоторой степени и превзошли их. Это признали и сами американцы – специалисты по подводному флоту, в частности , «отец» американского атомного флота – адмирал Риковер. А вот что сказал по этому поводу начальник оперативного отдела штаба ВМС США адмирал Д.Бурда (после анализа взаимного маневрирования АПЛ проекта «971» («Барс») с американскими АПЛ «Лос-Анжелес»): «…Русские конструкторы ликвидировали отставание по малошумности значительно раньше, чем ожидалось..» и «… Русская АПЛ третьего поколения (пр.971-авт.) по малошумности соответствует требованиям АПЛ четвёртого поколения».

Если первая американская АПЛ рассматривалась в качестве объекта для дальнейшего «вышибания» средств на развитие атомного флота (как об этом пишет тот же Риковер), то наша АПЛ создавалась сразу полноценным боевым кораблём, хотя первое время использовалась флотом в качестве опытной. Вторая наша АПЛ проекта «627 А», спущенная на воду в 1959 году, была уже первой серийной торпедной АПЛ в серии из двенадцати единиц. Кстати, вторая американская АПЛ «Сивульф», как и «Наутилус» тоже не была полноценной боевой и до конца своего существования использовалась по большой части, как «стендовый комплекс» для подготовки экипажей АПЛ.

В 1962 году «К-3» получила имя «Ленинский комсомол» в память о ПЛ «М-106», последней нашей ПЛ, погибшей во время Великой Отечественной войны. В этом же году она была введена в боевое ядро флота, и в этом качестве прослужила 25 лет (до 1987 года), когда была переведена в класс учебно-тренировочных кораблей.

Если первая американская АПЛ по корабельной архитектуре практически не отличалась от подводных лодок Второй мировой войны, то наша была «революционной» и исключительно красивой, вошедшей во все мировые информационные материалы, оценивающие корабли по этому показателю, под номером «1». Это было обусловлено корпусом «торпедного» типа, рубкой «лимузинного» типа и красивейшим рулевым «оперением».

Прослужив в составе ВМФ более 30-ти лет, АПЛ «Ленинский комсомол» вписала золотую страницу в историю Отечества и мирового мореплавания, впервые достигнув подо льдом Северного полюса, а затем активно участвуя в составе боевых сил флота, выполняя задачи боевой службы в дальних океанских походах и районах патрулирования, пройдя в общей сложности около 130 тысяч миль только в подводном положении.

Открыв эру арктического подводного плавания наших АПЛ, она «проложила дорогу» нескольким десяткам других отечественных АПЛ разных проектов, в том числе и РПКСН (ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами). Впоследствии наши АПЛ «вдоль и поперёк» исколесили Северный Ледовитый океан со всеми его морями, выполнив в общей сложности около 300 (!) подлёдных арктических плаваний (в 10 раз больше, чем американские АПЛ). В числе этих плаваний они 50 раз «посещали» Северный полюс, нередко всплывая из подо льда, либо в самой «вершине» Земного шара, либо вблизи от него.

В 1967 году АПЛ «К-115» проекта «627А» (командир И.П. Дубяга, ставший героем Советского Союза) впервые совершила переход с Северного морского театра на Тихоокеанский подо льдом, затратив на это лишь 7 суток. Позднее наши атомные лодки совершили 30 переходов с одного театра на другой, как в одном, так и в обратном направлении, как в одиночном, так и в групповом плаваниях. При этом переходы эти совершались как через Арктический район, так и южным путём (трансатлантические), через три океана, как с огибанием Южной Америки (проливом Дрейка), так и с огибанием Африки (у мыса Доброй Надежды).

Результатами всех этих многолетних походов и переходов было не только выполнение задач боевой службы (как правило на всех АПЛ имелось боевое оружие в соответствии со штатом: торпеды, крылатые и баллистические ракеты, ракето-торпеды с боевыми зарядами, в том числе – атомными), но и громадный объём научно-исследовательских материалов по всему Мировому океану: гравитационное, магнитное поле Земли, глубины и течения, плотность и солёность воды, прохождение звука в воде, толщина и рельеф нижней кромки льда, углубление айсбергов, аномальные зоны подводного рельефа океанов и морей и т.д. т.д. Жаль только, что многие ценнейшие результаты этих исследований, в частности, по Арктическому бассейну, попали в руки канадцев, а от них (естественно) – в США.

Первая отечественная АПЛ, кроме всего прочего, была ещё и прекрасной школой подготовки кадров не только для подводного, но и для всего ВМФ. Среди «прошедших» через неё (проектировавших, строивших, испытывавших и проходивших на ней службу в какой-либо должности), многие стали адмиралами, командирами и начальниками штабов объединений и соединений флота, преподавателями высших учебных заведений ВМФ, учёными. Несколько человек стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда. Из числа личного состава, прошедшего на ней службу в разное время , свыше 400 человек- офицеров, мичманов, старшин, матросов, были награждены правительственными наградами.

За создание первой АПЛ коллектив СКБ-143 был награждён орденом Ленина, Главный конструктор В.Н. Перегудов стал Героем Социалистического труда, а 5 человек (Г.А. Воронич, В.П. Горячев, П.Д. Дектярёв, Л.В. Колачёва Б.К. Разлётов) стали лауреатами Ленинской премии.

А что сейчас происходит с легендарной АПЛ «К-3»?

После того, как «К-3» «вышла в отставку», родилась идея превратить её в плавучий музей и установить в Ленинграде. В СПМБМ «Малахит» (бывшем СКТБ-143) спроектировали проект такого комплекса. К сожалению, в нынешних условиях его создание оказалось невозможным, и первенец отечественного атомного подводного флота стоит ныне в одной из бухт Баренцева моря..», – говорит бывший главный конструктор «Малахита» Радий Анатольевич Шмаков.

Сотрудники «Малахита» ещё в 1987 году, когда «К-3» была выведена из боевого состава флота, обратились к властям предержащим с инициативой сохранить её как национальный символ, превратив в мемориальный комплекс, подобный ПЛ «Д-2» (в Ленинграде) или «С-56» (во Владивостоке).

В 1993 году, когда «К-3» была выведена в соединение отстоя, члены первого её экипажа, ещё бывшие живыми, с подобной просьбой обратились к тогдашнему Главкому ВМФ. С той поры в течение 15 – ти лет несколько научно-производственных и общественных организаций, в частности, объединений Совет организаций ветеранов-подводников, тот же «Малахит», – разработчик проекта «К-3», судостроительный завод Северодвинска, где она была построена, неоднократно обращались в различные руководящие региональные и московские инстанции с просьбой сохранить первую АПЛ как национальную реликвию – славу и гордость нашей страны. На все эти обращения либо ответ не приходил вообще, либо приходил с одобрением идеи и отказом в связи с тем, что «бюджетом средств на подобные дела не предусмотрено».

Казалось, что в преддверии 300-летия ВМФ, а потом 100-летия подводных сил России вопрос будет решён, но и после последнего запроса СПМБМ «Малахит», подписанного его начальником Генеральным конструктором В.Н. Пялым 3 июля 2003 года и направленным бывшему президенту РФ В.В.Путину, всё осталось на месте, как было. Так что ни к 300–летию ВМФ, ни к 100-летию подводных сил АПЛ «К-3» мемориальным комплексом не стала.

***

Наши великие классики литературы и истории ещё два века назад высказали мысль, что нельзя быть гражданином Отечества, не зная его истории, и не может считать себя патриотом тот, кто не знает военную историю своей страны. Да и великий Пушкин сказал когда-то, что те, кто пренебрегает историей своего Отечества, «впадают в дикость и варварство», что не знать и не чтить подвиги своих предков «недопустимо» и «постыдно».

Не требует особых доказательств то, как важно для возрождения страны духовное здоровье, как необходимо формирование в сознании народа, особенно молодёжи, ценностных установок гражданского общества, соответствующих его интересам и стратегическим задачам развития страны, воспитания всех людей в духе уважения к исторической памяти, любви к нашим самым верным «друзьям и союзникам» – Армии и Флоту, преданности Родине.

Ничто так благотворно не влияет на формирование этих благородных качеств, как знакомство и «прикосновение» к материальным национальным реликвиям, в частности, к мемориальным комплексам, таким, например, как ПЛ «Д-2» («Народоволец»), детище первой сталинской пятилетки (вторая по счёту, ПЛ из всех, построенных в СССР). Построенная в 1932 году, эта ПЛ провела всю Отечественную войну в неимоверно тяжёлых условиях Балтики, отправив на дно несколько транспортов и кораблей немецких фашистов. В 1994 году она была поднята на сушу и превращена в мемориальный комплекс – филиал Центрального Военно-морского музея. И вот уже почти полтора десятка лет продолжает «нести боевую службу», пребывая в отличном техническом состоянии на 77-ом году своего существования

Экскурсанты, особенно молодые люди, пройдя по всем отсекам ПЛ под руководством опытнейших экскурсоводов (ветеранов ВМФ – профессиональных подводников) и покидая ПЛ, переполненные чувством восхищения и гордости за наш подводный флот, за страну, выражают глубокое уважение к памяти тех, кто сражался за народ в годы войны, и благодарят создателей этого мемориального комплекса.

Не случайно наши бывшие вероятные противники, а теперешние «партнёры» и заклятые «друзья» так бережно относятся к своим национальным реликвиям. Они уже давно поставили на вечную стоянку свою первую АПЛ «Наутилус», готовятся к превращению в мемориальный комплекс первая ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» и первый атомный крейсер «Лонг-Бич». Ещё несколько лет до вывода из боевого состава ВМС первого атомного авианосца «Энтерпрайз», а место для его вечной стоянки уже приготовлено.

Воздействие на умы и сердца людей, в частности, молодёжи, таких национальных реликвий исключительно велико. Для патриотического воспитания они, возможно, играют даже большую роль, чем все СМИ. Поэтому вовсе и не случайно, что при любой кровавой авантюре своих «вождей» среднестатистический американец кричит «Ура!» в поддержку её (Разумеется и некоторые протестные попытки случаются, но это начинает проявляться в основном тогда, когда из «горячих» точек начинают поступать цинковые гробы с американским флагом, да и в целом значение таких протестов не весьма велико).

Поэтому в США сохранение подобных национальных реликвий поставлено на государственную основу, и ответственность за их содержание несут (по закону) губернаторы штатов, где они находятся. В настоящее время уже около полутысячи кораблей, подводных лодок и судов США, оставивших хотя бы какой – то след в истории ВМС и государства, превращены в национальные музеи. Кстати, к числу тех военно-морских «единиц», что поставлены на «вечную» стоянку, относятся и несколько наших ПЛПЛ, купленных в России, когда после развала СССР шло повальное разбазаривание, грабёж и мародёрство. Правда наши «экспонаты» превращены не в национальные музеи, а в обычные «бардаки», как, например, одна из ПЛ проекта 651 (дизельная с 6-ю контейнерами для пуска крылатых ракет –детище 60-х годов). Любой «ковбой» или «джентльмен» за определённую плату, прибыв на борт со своей спутницей, может провести ночь в любом отсеке «прочного корпуса», где ему вздумается: например, в кают-компании или в каюте командира. «Круто!?» – как говорят нынешние молодые люди, воспитанные нашими отечественными СМИ.

В какой-то западной прессе промелькнуло сообщение, что некий американский денежный «супермен» готов купить у нас эту «злочастную» АПЛ «К-3». А что? Давайте продадим её, как продали такую национальную реликвию, как «Буран». Это вполне может случиться, пока у «руля» Вооруженных Сил стоят такие «вожди», как нынешний Министр обороны, выпускник 1984 Ленинградского института Советской торговли Г. Сердюков, имеющий громадный опыт продажи не только мебели, но и недвижимости, земель и многого другого, находящегося в собственности его министерства.

***

Когда началась эта «демократическая» вакханалия с уничтожением флота и «посыпались» американские инвестиции на разделку и утилизацию наших новых по тем временам атомных ПЛ не только второго, но и третьего поколения, то об АПЛ первого поколения, давно выслуживших срок и действительно нуждающихся в разделке, речь не шла. Задачей нашего «партнёра» было, как можно быстрее уничтожить лодки, которые много нервов попортили американским подводникам и противолодочникам в годы «холодной войны» и продолжавшими оставаться угрозой для ВМС, в частности, для АУГ и ПЛАРБ. В первую очередь шла «распилка» лодок с титановыми корпусами, таких как АПЛ проекта «705», а также лучших наших лодок 2-го поколения проекта «671» и его модификаций. Однако АПЛ «К-3» была включена в список на первоочередное уничтожение, Видимо, она тоже оставалась опасной для них, как символ могущества советской науки и техники , возможностей советского военно-промышленного комплекса.

Но надо отдать должное и низко поклониться работникам судоремонтного завода «Нерпа» в Снежногорске, на долю которых выпала горькая, прямо скажем, грязная и неблагодарная работа по уничтожению атомоходов, в частности, работа с ядерными реакторами. «Не поднялась рука у судоремонтников «Нерпы» на неправедное дело», пишет Зам. главного редактора региональной газеты «Корабельная сторона» (№28-2008 г.) Олег Химаныч в статье «В самом запаученном углу встречает своё 50 – летие первый атомный корабль нашей страны».

Как сказано выше, «распилку» наших ещё вполне боеспособных АПЛ 2-го и даже 3-го поколения с энтузиазмом инвестировали, в первую очередь АПЛ с титановым корпусами. Как говорит Главный инженер СРЗ «Нерпа»» Р.Е. Римденок: «Если мы сейчас запросили бы средства на утилизацию «Тайфунов и «Акул» (ТРПКСН проекта 941 и многоцелевая АПЛ проекта «971» – авт.), то в США деньги бы сразу нашли, (цитируется автором по статье О.Химаныча, названной выше).

Сейчас «К-3» стоит на СРЗ «Нерпа», реакторный отсек вырезан, на дальнейшие работы по её переделке в корабль- музей и установке в качестве мемориального комплекса средств нет. Работы прекращены и, как пишет автор упомянутой статьи, «Подлодку, ставшую частью нашей общей истории отбуксировали в самый запаученный угол Сайда-губы Кольского полуострова, чтобы не мешала работе на акватории завода, лодка ведь не маленькая , 100 метров длиной. Там и стоит она под флагом «ВМФ». А между тем, – пишет далее автор, – лодку вполне можно довести до ума в качестве корабля-музея. Сумма, необходимая для этого, примерно равна стоимости … футболиста уровня сборной России. Денег, чтобы увековечить подвиг нескольких поколений учёных, корабелов и моряков, у страны нет и страна по этому поводу не испытывает стыда. Выходит патриотизм теперь сводится к тому, чтобы накачаться по самые уши и орать «Вперёд Россия!»… Когда наш первый атомный корабль впервые покидал акваторию Северодвинска, когда впервые шёл на океанскую глубину, а позже впервые устремился к Северному полюсу, это было настоящее движение вперёд, не её отдельно взятых высокопоставленных граждан, а всей нашей нации…Из самого первого экипажа АПЛ «К-3» на белом свете 5 человек осталось. Наверное, за лицедейство нашего государства им обиднее всего.»

Много разного рода суждений было среди людей, имеющих отношение к первой отечественной АПЛ, кто заинтересован в судьбе (а это- все отечественные подводники). Ни у кого даже возникнуть не могло сомнения в том – будет ли сохранена «К-3». Спор шёл только о том, где её поставить. Например, из администрации московского мэра поступила информация, что Лужков готов поставить её на Москве-реке, чтобы, как пишет О.Химаныч, «сделать её очередным увеселительным центром». Якобы и губернатор Архангельской области выразил желание поставить её в Архангельске. Но подавляющее большинство ветеранов «холодной войны», тех, кто проектировал, строил, испытывал АПЛ и кто служил на ней в разные годы, считают, что «святое» место её в Санкт-Петербурге (Ленинграде), рядом с ПЛ «Д-2», на площади Морской славы, либо рядом с «Авророй». В городе, где она «зарождалась», откуда пошёл весь наш Военно-Морской флот с петровских времён. Именно здесь началась его драматическая и трагическая, блестящая и героическая история.

Со всех точек зрения очевидно, что если мы не сохраним эту великую национальную реликвию, то это будет кощунственным предательством с нашей стороны, и этого никогда не простят нам наши потомки.

 
По теме
Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей, чаще всего среди погибших оказываются дети, которые гуляют вблизи замерзших водоемов без присмотра родителей.
Органами предварительного расследования житель города Петровска Саратовской области П. обвинялся в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ - как кража,
Фрунзенским районным судом г. Саратова рассмотрено уголовное дело в отношении Быкова А.А., обвиняемого в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека,
Мошенник обещал продать балаковцу видеокарту для компьютера Светлана Курышева Балаковские полицейские арестовали мошенника в Подмосковье (фото: архив КП) Балаковские полицейские установили подозреваемого в мошенничестве.
В ходе расследования следователями СЧ ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области установлено, что шестеро граждан соседних республик сбывали на территории Саратовской области мефедрон и героин.
Источник фото: МЧС Саратовской области По состоянию на 28 марта 2024 года в Саратовской области большая вода паводка пришли на 4 участка автомобильных дорог в Дергачевском, Новоузенском и Питерском муниципальных районах.
Клумбы за 19 миллионов в Энгельсе. Экс-директор муниципального учреждения, заключивший контракт с родственницей, подозревается в коррупции - ИА Версия-Саратов © нейросеть «Шедеврум» / ИА «Версия-Саратов» В Энгельсе в отношении бывшего директора муниципального учреждения, подведомственного администрации Энгельсского района,
ИА Версия-Саратов
Медицинские учреждения Саратовской области готовы к паводку - Министерство здравоохранения      В ходе подготовки к прохождению паводка министерством здравоохранения области и подведомственными  медицинскими организациями  уточнены населённые пункты, которые могут быть подтоплены на период паводка,
Министерство здравоохранения
В Саратовской области у скотины нашли бруцеллез: ветеринары добираются на лодках - Четвертая Власть На территории двух районов региона из-за бруцеллеза ввели карантин Фото: Управление ветеринарии по Саратовской области В Саратовской области на территории двух районов из-за бруцеллеза ввели карантин.
Четвертая Власть
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
Сообщи, где торгуют смертью - Филиал СГТУ в г. Петровске 28 марта 2024 года студенты отряда правоохранительной направленности «Юный друг полиции» филиала СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Филиал СГТУ в г. Петровске