Наше искусство ситцевое — оно не продается! К 150-летию со дня рождения М.Е. Пятницкого

Учился в Воронежском духовном училище. С 1903 года – член Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основатель и руководитель Русского народного хора (1910, с 1927-го его имени).

В 1911-м хор впервые выступил в Москве, в зале Благородного собрания и привлек внимание многих деятелей культуры, в том числе К.С. Станиславского. В 1918-м хор выступил в красноармейском клубе Кремля (состоялась также личная встреча Пятницкого с В.И. Лениным, после которой хор получил поддержку советского правительства). В 1921–1925 гг. Пятницкий преподавал пение в 3-й Студии МХТ (ныне Театр имени Евг. Вахтангова). За свою жизнь Митрофан Ефимович записал около 400 песен и обрядов.

Во времена нэпа, когда владелец самого богатого воронежского ресторана предложил Пятницкому бешеные деньги за участие хора в вечерней программе, Митрофан Ефимович наотрез отказался: «Наше искусство ситцевое – оно не продается!»

Слово Митрофана Пятницкого

О судьбе. Я решил служить русской песне, показать ее – могучую, сильную, чистую – всему народу.

О душе. Ни в чем так ярко не выразилась жизнь и весь уклад русского народа, как в песне. В ней он изливал свою грусть безысходную, и радость, и веселье. Говорил с природой, воспевал цветок весенний, степи беспредельные, море синее и горы крутые. Душа русского человека вся отражена в песне, как в зеркале.

О предпочтении. Дивны и чудны русские песни, душевные мелодии, глубокие мысли в тексте. Право, не знаешь подчас, кому отдать предпочтение: гению ли композитора или поэта? Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий.

Об указаниях. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее, как умеют. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете.

О запретах. Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдет работать в ресторан, то не связывайте с этим хором мое имя.

Горы Воробьёвские

Уж вы, горы мои!
Уж вы, горы мои,
Воробьёвские!
Воробьёвские!

Ничего вы, горы,
Ничего не породили!
Не породили…

Породили горы
Один бел горюч камень,
Бел горюч камень.

Из-под камушка течет,
Течет быстра реченька,
Быстра реченька.

Как на этой на реке
Стоит куст ракитовый,
Куст ракитовый.
На кусту том сидит,
Сидит млад
сизой орел,
Млад сизой орел.

Во когтях держит,
Держит
черна ворона,
Черна ворона.

Он и бить его не бьет,
Не бьет –
все выспрашивает,
Все выспрашивает:

«Где ты, ворон,
братец, был?
Где был?
Где полетывал?
Где полетывал?»
«Уж и был я на диких,
На диких степях,
на саратовских,
На саратовских.

Уж и видел я там,
Видел чудо дивное,
Чудо дивное.

Там лежит, лежит,
Лежит тело белое,
Тело белое…

Никто к тому телу,
Никто не подступится,
Не подступится.

Как вокруг того тела
Вьются лишь
три ласточки,
Лишь три ласточки.

Как и первая ласточка –
Его родна матушка,
Родна матушка.

А другая ласточка –
Его сестра родная,
Сестра родная.

Как и третья ласточка –
Его молода жена,
Молода жена.

Как и мать по нем кричит –
Что быстра река течет,
Что река течет.

А сестра по нем кричит –
Что с горы ручьи текут,
Что ручьи текут.

А жена по нем кричит –
Словно утрешня роса,
Утрешня роса.

Как и солнышко взойдет –
Роса высохнет,
Роса высохнет.

Хорошенький, молоденький

Хорошенький, молоденький разговаривал со мной,
Разговаривал со мной, с девчоночкой молодой.
Разговаривал со мной, с девчоночкой молодой,
Я очнулась, проснулась – при мне нету никого.
Я очнулась, проснулась – при мне нету никого,
При мне нет никого, нет любимого мого.
При мне нету никого, нет любезного мого,
Одни прянички, орешки на столике лежат.
Одни прянички, орешки на столике лежат,
Как кустом виноград, янтари огнем горят.
Как кустом виноград, янтари огнем горят,
Янтари огнем горят, про разлуку говорят.
Янтари огнем горят, про разлуку говорят.


Как я с этой беды пойду в зелены сады.
Как я с этой беды пойду в зелены сады,
Пойду в зелены сады искать милого следы.
Хорошенький, молоденький разговаривал со мной,
Разговаривал со мной, с девчоночкой молодой.

Собиратель талантов

Писатель Иван Бунин: «Это хорошо, как розовые зори, как широкая степь, как зеленый лес. Так хорошо… Так хорошо…»
Музыкальный критик Юлий Энгель: «Не стану отмечать выдающиеся отдельные песни. Почти все они интересны, если не по музыке, то по исполнению, словам или обрядам… Несколько песен спето было с сопровождением жалейки и малороссийской «лиры» («рыле» – обычный инструмент слепцов в Малороссии). Из хороводных песен особенно интересна «На горе-то калина», где повесть вольной любви изображена в лицах с поистине стихийной простотой.

Наиболее цельное впечатление производит картина свадьбы. На улице слышно пение девушек, невеста причитает, входит жених с родными, его встречают песней, ведут к нему невесту, сваха угощает всех с новыми шутками и т.д. Кончается дело, конечно, плясовыми песнями: тут и бойкий напев, и синкопирующие залихватские вскрикивания подголосков, и всевозможные ритмы притоптываний, и жалейка, и хлопанье в ладоши, и водоворот пляски, – всё сливается в одно живое, кипучее целое – «дым коромыслом»; больше всего захватывает это и публику, и под конец самих исполнителей, даже стариков».

Композитор Александр Кастальский: «Эти никому неведомые Николаи Ивановичи, Аринушки, Прасковьи Федоровны зачастую так владеют своим искусством в его целом (мелодия, гармония, контрапункт, музыкальная экспрессия), что нам трудно понять, как, занимаясь этим искусством между делом, можно так артистично его передавать слушателям, притом в совершенно необычной для исполнителей обстановке.

Крестьянские концерты, устроенные М.Е. Пятницким, представляли в этом отношении высокий музыкальный интерес для нашей публики, давая возможность непосредственно слышать подлинные образцы музыкального исполнения, с его характерными тембрами голосов, своеобразным музыкальным орнаментом, дающие впечатление особой свежести и новизны даже для наших, привыкших ко всему ушей».

Встреча с Лениным

Сентябрь 1918 года. Крестьянский хор Пятницкого приглашен в Кремль выступить перед красноармейцами. Зал гудел молодыми голосами, за кулисами переодевались певцы. Вдруг пронеслось: «Ленин!» Это известие было встречено с особой радостью: ведь прошло всего несколько недель с того дня, как на Ленина было совершено покушение.

Первой прозвучали «Горы Воробьёвские». Потом спели «Ходила я, девица» и «На горе-то калина». Закончили концерт большим красочным хороводом «Освобожденная Россия».

После концерта комендант Кремля передал Пятницкому приглашение от Владимира Ильича.

23 сентября Пятницкий был в квартире Ленина. Вышла Мария Ильинична. Пятницкий представился. «Сейчас у Владимира Ильича доктор, – сказала Мария Ильинична. – Посидите, пожалуйста».

Пятницкий рассказал Ленину о своей заветной мечте создать русский народный хор, о многолетней работе с крестьянскими певцами из разных губерний России. Ленин говорил, что главное сейчас – это суметь сохранить всё собранное им, просил Пятницкого продолжать собирательство, несмотря на временные невзгоды, обещал необходимую помощь. Вскоре вышло постановление ВЦИК об ассигновании средств на содержание певческого коллектива.

Своя Аринушка

Протяжная песня про соловушку была у Митрофана Пятницкого одной из любимых. В Александровке он записал более ста народных песен. Тут же собиратель русского фольклора нашел свою Аринушку – семидесятилетнюю старушку, исполнявшую былины и духовные песни так, что замирал весь зал.

Ирина Маслова, художественный руководитель народного вокального ансамбля «Анастасия»: «У Аринушки был от рождения очень хороший музыкальный слух, она владела своим голосом как никто не мог научить, то есть, ей природа дала и звучание голоса, то есть, она и низы, и верхи брала и сам тембр голоса у нее был неповторимый.

В доме-музее Митрофана Пятницкого знаменитой Аринушке Колобаевой посвящено несколько стендов».

Марина Крутова, хранительница музейного фонда имени Пятницкого: «На первых концертах не все верили, что выступают простые крестьяне, и один журналист в антракте решил разоблачить, мол, на самом деле это не крестьянин выступает, а переодетый артист, он попробовал его дернуть за волосы, тем самым оконфузился, потому что увидел, что это простой крестьянин.

Тогдашние газеты писали, что все концерты Пятницкого были построены именно на Аринушке и ее дочерях – Дуняше и Маняше. Они исполняли песни с какой-то особой музыкальностью. Ими восхищались Шаляпин и Рахманинов».

 
По теме
Группа подрывников облспаса достигла рекорд по подрыву льда Нарина Балаян Фото: В Саратовской области проводят подрывы льда на реке Алтата В Саратовской области проводят подрывы льда на реке Алтата.
Авария произошла в Энгельсском районе в 6:30 Нарина Балаян Фото: У села Шумейка женщина-водитель «Опеля» госпитализирована после аварии с «Джили» В Энгельсском районе девушка-водитель «Опеля» госпитализирована посл
В Балашове к акции по профилактике наркомании присоединились  участники общественного регионального движения «Юный друг полиции» и активисты Российского движения детей и молодежи «Движение первых».
Руководители объекта, ответственные должностные лица за антитеррористическую защищенность, собственную безопасность организации, работы с кадрами, совместно с руководителями охранных структур,
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
Максим Владимирович в  2007 году окончил Саратовский Государственный Медицинский Университет им.
Министерство здравоохранения
JPG Файл - МО МВД по ЗАТО п. Светлый В рамках акции "Сообщи, где торгуют смертью", с целью привлечения общественности к участию в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, сбора  оперативно-значимой информации,
МО МВД по ЗАТО п. Светлый