К 110-летию со дня рождения советского режиссера Михаила Калатозова

Он родился 28 декабря 1903 года в Тифлисе, умер 26 марта 1973 года в Москве. Он имел звания: Заслуженного деятеля искусств РСФСР (10.02.1959); Народного артиста Грузинской ССР (1965); и наконец, Народного артиста СССР (1969). В юности работал киномехаником, затем монтажером, оператором, сценаристом на Тбилисской киностудии, как сценарист и оператор принимал участие в создании картин.

Одной из лучших лент отечественного кинематографа стал его фильм «Летят журавли», представляющий собой экранизацию пьесы «Вечно живые» выдающегося советского драматурга Виктора Розова и получивший 55 лет назад Гранд-при Канского международного кинофестиваля. Лирическая манера повествования Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусства С. П. Урусевского, блестящая игра Татьяны Самойловой и Алексея Баталова наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы.

Трудовую деятельность Михаил Калатозов (настоящая его фамилия Калатозишвили) начал в 1917 году, а через шесть лет пришёл на Тбилисскую киностудию, работал монтажёром, ассистентом оператора. В 1925 году Михаил уже работал оператором, а также снялся в качестве актёра в фильме И.Перестиани «Дело Тариэла Мклавадзе». Позднее он выступил соавтором и был оператором фильмов «Гюлли» (1927 год) и «Цыганская кровь» (1928 год).

Режиссёрским дебютом Михаила Калатозова стала кинокартина «Их царство», снятая в 1928 году совместно с Н.Гогоберидзе и построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов. Эта лента показала стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения, чёрно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры фактически сделали шедевром последний немой художественно-документальный фильм режиссера «Соль Сванетии». Он стал заметным явлением советского кинематографа своего времени. Успех картины объяснялся богатым этнографическим материалом (съемки велись в сванском селении, затерянном в горах), экспрессивным монтажом и политически-злободневной темой (установление советской власти на Кавказе).

С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино режиссеру суждено было пережить трудные дни, месяцы, годы. Его лента «Гвоздь в сапоге», снятая в 1932 году, не попала в прокат.

В 1933 году Михаил Калатозов поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания, а в 1934-1938 годах работал директором Тбилисской киностудии. К режиссуре он вернулся только в 1939 году и снял на «Ленфильме» кинокартины «Мужество» (1939 год) и «Валерий Чкалов» (1941 год), в которых воспевал отвагу советских героев-лётчиков. Фильм «Валерий Чкалов» с Владимиром Белокуровым в главной роли имел шумный успех и упрочил его режиссёрскую репутацию. Долгие годы герой Белокурова был не менее популярен у зрителя, чем Максим из трилогии Г.Козинцева или Чапаев из фильма братьев Васильевых. В наши дни, отмечая 100-летие Чкалова, телевидение цитирует фильм Калатозова так, как если бы это был документ.

В годы Великой Отечественной войны Калатозов совместно с С. А. Герасимовым снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942 год), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943 год). После войны им сняты киноленты «Заговор обречённых» (1950 год, политический памфлет по произведению Н. Е. Вирте, премия кинофестиваля в Карловых Варах, Сталинская премия за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953 год, по Н. Ф. Погодину, выпуск 1956 года). Затем неожиданно для многих режиссер поставил лирическую комедию «Верные друзья» (1954 год, премия кинофестиваля в Карловых Варах), до сих пор сохраняющую свою популярность у зрителей. Эта лента получила в 1954 году большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Снятая им в 1956 году картина «Первый эшелон» была посвящена освоению целины.

Главным гениальным шедевром режиссера стала новаторская по форме и сути драма о войне. Речь идет о бессмертной ленте Михаила Калатозова «Летят журавли», которая получила главный приз Международного кинофестиваля в Канне в 1958году. Всем своим художественным построением: от игры выдающихся актеров Т.Самойловой и А.Баталова до романтически-импульсивной камеры оператора С.Урусевского фильм давал трактовку войне, прежде всего как личной трагедии двух молодых людей, стремящихся к жизни и любви. Это трогательнейший рассказ о войне и о вечной любви, о мужестве и подвигах простых людей, о верности и долге. Стоит еще раз вспомнить, что кинолента снята по мотивам пьесы советского драматурга Виктора Розова «Вечно живые». Да! Да! Того самого драматурга Виктора Розова, который родился на 10 лет позднее Калатозова и который написал более 20 до сих пор популярных пьес и 6 киносценариев. Он был одним из самых востребованных людей своей профессии и своего времени. Он писал, буквально, как дышал, и жил честно, не меняя убеждений, придавая этим необыкновенную цельность и силу своему творчеству. Он в конце жизни мог сказать, что никогда не совершал дурных поступков в личной жизни и любил свою работу.

Но вернемся к фильму, о котором идет речь. Перед глазами встают его герои. Вот Борис с Вероникой в исполнении Алексея Баталова и Татьяны Самойловой гуляют по ночной Москве. Они любят друг друга и мечтают пожениться. Неожиданно над городом пролетает журавлиный клин. Часы на Спасской башне бьют 4 часа утра. Именно этим утром начинается война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за сутки до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку — белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним. Идет война. К Веронике заходит солдат, которого Борис спас во время разведки и который рассказывает ей о том, что Борис погиб. Она не верит этому. Кончается война. На экране — мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса. Она его ждёт. Приезжает поезд с возвращающимися домой фронтовиками. Их встречают с букетами цветов и со слезами на глазах. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Бориса и Степана. Она видит последнего, тот передаёт ей фотокарточку, которую она в своё время подарила Борису. Только тут Вероника понимает: Борис погиб, его больше нет. Плача, она бредёт сквозь толпу. Радость победы огромна, а горе от потерь — безмерно. Не должно быть войны. И Вероника идёт сквозь толпу, раздавая по цветочку из своего букета фронтовикам. А над Москвой летят журавли.

Фильм продолжает волновать новые и новые поколения. Это классика, это бессмертный шедевр. В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь уровня картины «Летят журавли» было, пожалуй, просто невозможно. Картина «Летят журавли» (1957) стала классикой мирового кино, новой точкой отсчета в кинематографическом искусстве. Исполнитель роли Бориса Алексей Баталов, впоследствии вспоминая о съемках и Калатозове, писал: «В 1957 году стояла сумасшедшая декорация. Рабочие, актеры – каждый, кто был сколько-нибудь свободен, приходил взглянуть на этот сумасшедший дом. То, что здесь происходило, никогда в кино не бывало. Со стороны это представляло собой развлечение довольно странных людей. Короче говоря, снимали пробег по лестнице, когда Борис бежит к Веронике, и потом перед смертью еще раз пробегает. Для того, чтобы снять это как-то, нужно было выстроить то, чего никогда на свете ни в каком кино не было, а теперь, слава Богу, вошло в книжки, учебники и в преподавание во всем мире. Я сталкивался с этим рисунком в Америке, в Англии, в школах кинематографических. На студии на просмотре материала посмеивались, смотрели, дескать: «Учудили!». Все это я прекрасно помню, а главное, посреди всего этого – два замечательных человека. Это совершенно одержимый, терпеливый, выдерживающий любые наветы Урусевский, и всей мощью, всей спиной прикрывающий его Калатозов. Они были абсолютно разными людьми. Может быть, только в одном похожи – оба были неразговорчивые, скрытные и себе на уме. Один — потому что все время думал, как снять это сумасшедшее изображение. Другой, потому что у него были какие-то еще и еще основания, а главное, потому что надо было довести дело до конца». Известный кинорежиссер Эльдар Шенгелая сказал недавно в беседе с одним из журналистов: «Мы с кинорежиссером Алексеем Сахаровым начали снимать картину в Киргизии, а в это время вышел фильм “Летят журавли”. Купили билеты и пошли смотреть картину. Это было такое ошеломление. Мы вышли из зала и долго шли молча. Молча шли и не могли понять, что произошло».

После фильма «Летят журавли» режиссер обращается к ряду новых тем. Много сил он отдал фильму «Неотправленное письмо», снятому по рассказу В. Д. Осипова. Это была лента об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре. Фрэнсис Форд Коппола сам признавался, что, снимая “Апокалипсис сегодня”, находился под впечатлением “Неотправленного письма”.

В 1964 году Михаил Калатозов снимает эмоционально страстную политическую кинокартину «Я — Куба», которая интересна операторскими решениями Урусевского.

И наконец, последняя картина Калатозова «Красная палатка», снятая в 1970 году и основанная на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвёзд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссёром в приподнято романтическом ключе. Это быланесомненная удача режиссера. Помимо того, что здесь проявились лучшие черты творческой индивидуальности режиссера (умение достоверно передать пафос человеческого подвига, запечатлеть природную стихию), фильм стал одной из самых удачных совместных постановок советских и зарубежных кинематографистов, где главную женскую роль сыграла звезда западного кино – К.Кардинале. Эта лента стала своеобразным отголоском каннского успеха «Летят журавли». Калатозова помнили, знали и признавали. Иначе, кому бы еще удалось собрать такое созвездие замечательных актеров — Питер Финч, Массимо Джиротти, Харди Крюгер, Шон Коннори, Клаудиа Кардинале.

Его недаром называли «Человеком по имени кинематограф». Известно, что через гения говорит Его Величество Время. Образы определяет культурная среда человека, над ухом которого склоняется ангел времени, художественные традиции и национальный характер народа, с чьей корневой системой он связан.

Он принадлежал к поколению ровесников кино, первых кинозрителей, с детства потрясенных и воспитанных кинематографом. Яркая, мужественная и аристократическая внешность Михаила Калатозова находила себе применение в грузинских кинодрамах.

Но актерский успех не смог отвлечь его от поисков в профессиях, которые определяют язык кино – сначала оператора, а потом режиссера. С самого начала в его работах проявился тот художественный масштаб, которым отмечены все, даже по определению камерные картины. Первый из сохранившихся фильмов, «Джим Шуанте» («Соль Сванетии»), где он был и оператором, и режиссером, вышел на экраны в 1930 году. Он признан также бесспорным шедевром. Это фильм редкого в документальном кино жанра. Серьезный и художественно обоснованный призыв помочь жителям этой самой высокогорной части Грузии, которые из-за отсутствия современных дорог на всю длинную зиму оказываются отрезанными от долины, лишенными жизненно важного и для людей, и для животных продукта – соли. Калатозов снял и поставил этот фильм как трагедию, как симфонию, последовательно вводя зрителя в состояние «соляного голода»: корова лижет камень, собака слизывает пот с усталого лица хозяина, горы словно взывают к небесам. Здесь Калатозов обнаруживает столь характерный для его фильмов ракурс, проецируя земную жизнь человека на небо, придавая ей космический масштаб. Калатозов был только “кинематографом”. Но там, внутри этого мира, ничего не считал не важным и не главным. Профаны и завистники не могли этого ни понять, ни простить.
Зрители по достоинству ценили его картины, где словно заново были открыты человеческие проявления: любовь и верность, предательство и отчаяние, сила отцовской любви и трагического прозрения.

Всякий человек состоит из уникальных связей с миром и временем, из ассоциаций и глубинной памяти. Художник тут не является исключением. “Красная палатка” инспирирована не только собственно историей экспедиции генерала Нобиле, желанием разобраться в клубке геройств и предательств, но и духом поэмы Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, воспетой в ней дружбой и рыцарской верностью, поставленными выше самой любви. Ее открытостью, развернутостью на весь мир, ощущением единства этого мира.

Кинофильмы такого класса, как “Соль Сванетии” и “Летят журавли”, “Неотправленное письмо”, “Красная палатка” и “Я – Куба!”, где величественной и свирепой стихии, природной и общественной, человек противостоит только своей человечностью, волей к жизни и духом, включают зрителя в процесс самой жизни. Здесь не приходится имитировать: тому, кто живет, некогда притворяться живым. Зрителя к фильмам классиков кинематографа по-прежнему влечет. Участие в разгадке тайн человеческого существования столь полное, что униженное, изгнанное из своих храмов-кинотеатров, запертое в маленькие домашние шкатулки, отданное на растерзание телеведущим для исправления их косноязычия, кино остается самым важным из искусств и будет оставаться им, пока его художники говорят с человеком на уникальном языке движения, света и звука. И таким художником был советский режиссер Михаил Калатозов, чьи фильмы благодаря его гениальности шагнули в бессмертие.

Подготовлено с использованием открытых источников.

 Людмила Васильева, специально для Пресс-службы МГК КПРФ

______________________________________________________________

Государственные торги в Волгограде ведутся на электронной торговой площадке Волгограда. Здесь вы найдете подробную информацию обо всех провидимых торгах. Вы сможете выбрать торги, в которых хотите участвовать, оформить банковскую гарантию и заявку на участие в торгах.

 
По теме
Профориентация в ЦОД Галактика-64 - Вавиловский университет В рамках смены Вавиловского университета в центре одарённой молодёжи Галактика-64 преподаватель кафедры "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство" Козаченко М.А.,
Вавиловский университет
Выездное мероприятие сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России - Городская больница №9 С 26 по 28 марта 2024 г в Саратовской области МЗ РФ организовало проведение выездного мероприятия сотрудников ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России по оказанию организационно-методической помощи по профилю "терапия и профилак
Городская больница №9
В главном корпусе Ртищевской районной больницы заменят лифт-долгожитель - Министерство здравоохранения При замене лифтов используется комплексный подход, проекты зачастую включают не только замену лифта, но также учитывают и необходимость проведения ремонтных, отделочных работ и обновления инженерных сетей.
Министерство здравоохранения
СКАЖИТЕ «НЕТ» ТУБЕРКУЛЁЗУ, СКАЗАВ «ДА» ЕГО ПРОФИЛАКТИКЕ - Балаковские вести Всемирный День борьбы с туберкулёзом в этом году выпал на 24 марта. Туберкулёз является одной из 10 основных причин смерти во всём мире, входит в перечень социально значимых заболеваний и представляющих опасность для окружающих.
Балаковские вести
Акция - Вавиловский университет В период времени с 18 по 29 марта 2024 года на территории Марксовского района проходит первый этап общероссийской акции "Сообщи где торгуют смертью".
Вавиловский университет